Психологическая служба

МАОУ "Лицей эколого-биологический"

г. Магадан

 

МАОУ Лицей Эколого-Биологический

685000 Магадан, ул. Колымская 8

Конфликты

 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

 

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

 

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

 

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

 

Пример конфликта и решение

Это случилось на уроке литературы в 8 классе. Учитель плохо управляла классом, дети занимались своими делами. Вдруг один учащийся стал теребить дневник другого. Завязалась драка. Один из школьников получил лёгкие телесные повреждения

 

В школе необходимо проводить профилактическую работу по предупреждению подобных инцидентов, по крайней мере, в условиях урока.

Подобная профилактика в психотерапевтических группах состоит в том, что их участники заранее договариваются о таком правиле: в группе можно вести себя как угодно, но рукоприкладство категорически запрещено. На уроках в школе должно действовать аналогичное правило. Если дети примут правило о запрещении рукоприкладства как своё, а не как навязанное извне, то многих обострений конфликтов на уроке можно будет избежать.

Наконец, конфликт в рассмотренном выше случае возник, в частности, из-за плохой организации деятельности учащихся на уроке. Следовательно, одним их пунктов профилактики конфликтов на уроках будет чёткая организация учебного процесса.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

 

Конфликт учитель-родитель

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

 

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?


Можно предположить, что классный руководитель Антона мог бы провести анализ сложившейся ситуации примерно так:

«Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

 

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия.

Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку.

Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. 

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.


Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.


Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

 

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

 

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

 

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

 

Важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

 

Что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.

 

Последним, пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

 

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

 

Поведенческий тупик

Среди множества психотравмирующих ситуаций выделяются простейшие, которые называются в дальнейшем поведенческими тупиками.

Они характеризуются:

во-первых, тем, что ущерб в той или иной мере испытывает тот индивид, который попал в этот тупик,

во-вторых, тем, что индивид попал в тупик сам, без посторонней помощи по причине недостаточности имеющейся у него информации или потому, что не придал ей должного значения.

 

Между учительницей истории и ученицей 10 класса однажды возник конфликт. Учительница вышла из себя, потребовала у ученицы дневник, что-то там записала и бросила дневник в сторону двери. Случилось так, что дневник угодил прямо в урну. Ученица не стала доставать дневник из урны, а потребовала, чтобы это сделала сама учительница.

До бросания дневника позиция учительницы была довольно сильной. Но после этого ситуация резко изменилась, поскольку учительница допустила действие, унижающее человеческое достоинство ученицы.

 

Это случилось на уроке информатики. Студентка-практикантка 4 курса не сдержалась и обругала ученика нецензурными словами. Данный инцидент, сам по себе, — поведенческий тупик. Вскоре выяснилось, что отец ученика, по специальности прокурор, подал на студентку исковое заявление в суд. Чтобы погасить скандал, администрация института вынуждена была применить жёсткие меры: студентка была из института отчислена.

 

Приведённые выше два случая, в общем-то, похожи. Под влиянием чрезмерных эмоций учителя вели себя неэтично и непрофессионально.

 

Известны также многочисленные случаи, когда детям удавалось скрыто записать вопли разбушевавшегося учителя на магнитную ленту. Бывало, что такие записи прослушивались на педсоветах, где принимались самые серьёзные меры, вплоть до освобождения учителя от работы в школе. Известен также случай, когда подобную магнитофонную ленту публично заслушали на выпускном вечере, а затем преподнесли учительнице как подарок, ”на память”.

 

На уроке математики учащиеся выполняли самостоятельное задание, а учительница ходила вдоль рядов, наблюдая за порядком. На полу, между партами валялась брошенная бумажка. Учительница сказала мальчику, который сидел за ближайшей партой: "Наверное, это ты бросил бумагу, подними её!" Она хотела, чтобы в классе было чисто.

"Это не мой листок. Почему я должен его поднимать?" — отказался мальчик.

Повторные попытки заставить мальчика убрать листок оказались безрезультатными, возник конфликт. В конце концов, учительнице пришлось отступить, показав тем самым, что её требования выполнять не обязательно.

 

Конец предпраздничного учебного дня, завтра 8 марта. На последнем уроке половина класса отсутствовала. Учительница литературы изо всех сил пытается провести урок как положено. Не получается: у детей нерабочее, предпраздничное настроение. Учительница возмущается, но дети в приподнятом настроении, ждут конца урока. Тогда учительница надумала провести контрольную работу, дала задание. Но никто не подчиняется, угрозы поставить двойки не действуют.

Прозвенел звонок и конфликт угас сам собой. Учительница не хотела портить перед праздником настроение ни себе, ни учащимся. Ущерб от конфликта невелик. Плохо то, что учительница полностью потеряла возможность управлять классом, и, что самое неприятное, это было очевидно для всех.

Наверное, в самом начале урока можно было проявить гибкость, учесть настроение школьников, отказавшись от обычной формы проведения урока. Например, можно было обсуждать на уроке пусть не обязательный, но увлекательный материал.

 

Итак, не следует что-либо требовать от учащихся, если вероятность отказа велика.

 

В поведенческие тупики попадают не только учителя, но и дети тоже.

 

Во время урока первоклассник сильно захотел в туалет, но терпел сколько мог. Он был уже не в состоянии следить за ходом урока. Случилось так, что когда мальчик, наконец-то, осмелился поднять руку, учительница спросила: "Кто хочет пойти к доске?" Так вместо туалета он оказался у доски и омочился на глазах у всех. Такое помнится долго, дети дразнили мальчика. Пришлось перевести его в другую школу.

Наконец, довольно часто поведенческий тупик состоит в том, что индивид наносит ущерб себе или, возможно, другим людям по неосторожности. Такие тупики, как правило, неизбежны. Не даром говорят: "Знал бы, где упасть, там соломку подстелил."

 

И всё же можно значительно уменьшить вред

от поведенческих тупиков.

Поведенческий тупик порождает проблемы. Вспомним теперь гуманистическую психологию: "Каждая проблема — поляна возможностей". Поэтому тупик — это не только ущерб, это также урок жизни и, следовательно, возможность улучшить свою жизнь в будущем.

 

Впрочем, все эти случаи являются особыми. Чаще бывает, что учитель выходит из себя, привычно кричит и скандалит, а дети терпят, этим всё и кончается. Любую подобную ситуацию следует считать поведенческим тупиком, потому что престиж учителя в глазах учеников в результате такого поведения снижается.

 

Слабость ретикулярной формации

Рассмотрим теперь два инцидента, схожие между собой тем, что они случились ранним утром, в самом начале учебных занятий.

 

В аудитории должно начаться самое первое занятие. Стулья после уборки стояли на столах. Студенты, пришедшие на лекцию, спустили на пол только по одному стулу, каждый для себя, поэтому на столах возвышался целый лес не опущенных вниз стульев. Преподавателю это не понравилось, он с шумом и грохотом спускал стулья вниз, громко ругаясь, выражая тем самым, своё неудовольствие. Когда все стулья были поставлены на пол, преподаватель вышел к доске, неожиданно улыбнулся и спокойно, как ни в чем не бывало, приступил к чтению лекции.

 

Ретикулярная формация, или иначе сетевидное образование, представляет собой скопление нейронов, располагающихся в стволе мозга и в промежуточном мозге. Её нейроны обладают многочисленными, сильно ветвящимися отростками, образующими густую сеть. В нервной системе человека она ответственна за уровень бодрствования.

в нервной системе: импульсы от скелетных мышц во время бодрствования заряжают ретикулярную формацию, а она, в свою очередь, обеспечивает оптимальный тонус нервных процессов.

После ночного сна активность ретикулярной формации понижается, при этом человек может ощущать пустоту в голове, необычное глубокое спокойствие, вялость. У некоторых людей это состояние легко проходит само собой. У других же наблюдается слабость ретикулярной формации, это значит, что им необходимы специальные усилия, чтобы, активизировать ретикулярную формацию и достичь, тем самым, уровня оптимального бодрствования.

Слабость ретикулярной формации нередко бывает причиной утренней агрессивности, о чём большинство людей даже не подозревают. Именно из-за этого в некоторых семьях супруги по утрам ругаются, а вечером не успевают помириться, и семья постепенно разрушается.

Отсюда понятно, что слабую ретикулярную формацию нужно по утрам стимулировать, что совсем не сложно. Для этого достаточно послушать очень громкую музыку, встать под холодный душ и т.п. Особенно эффективна в этом отношении физическая зарядка. Она длится всего несколько минут и не способна размять скелетные мышцы, зато отлично активизирует ретикулярную формацию.

 

Итак, чтобы активизировать ретикулярную формацию, ругаться и скандалить, тем более на уроках, совсем не обязательно.

 

Брошюра Как сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях

Брошюра ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ И РАЗВИТИЮ КОНФЛИКТА

 

Дата последнего обновления страницы 26.12.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»